Нормативы образования отходов (ПНООЛР)

  • Для кого: для субъектов крупного предпринимательства, муниципальных и бюджетных учреждений, организаций, имеющих иностранный капитал.
  • Срок разработки: от 10 рабочих дней
  • Срок действия: Проект по отходам ПНООЛР разрабатывается на срок 5 лет при условии обязательного ежегодного продления

Что такое Проект НООЛР?

Проект НООЛР (ПНООЛР) – это документация, содержащая информацию обосновывающую нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Норматив образования отходов это установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок на указанных объектах размещения отходов.

Для чего нужен ПНООЛР?

До 1 января 2019 года основной целью разработки ПНООЛР было получение документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Согласно новым требованиям утверждение нормативов и лимитов нужно теперь не всем природопользователям.

Однако данные по НООЛР все также необходимы для:

  • расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду. В случае отсутствия установленных лимитов, плата за размещение отходов возрастает в 25 раз;
  • выбора безопасного способа хранения, сортировки, использования и размещения отходов;

снижения количества образующихся отходов; Нормативы образования отходов служат одним из критериев выбора наилучших доступных технологий при проектировании работ по строительству и/или реконструкции предприятий.

Кому нужно разрабатывать НООЛР?

Обоснование НООЛР в зависимости от категории негативного воздействия предприятия выполняется в составе общей разрешительной природоохранной документации на объект.

  • НООЛР для объектов I категории устанавливаются в составе комплексного экологического разрешения (КЭР). Для получения КЭР предприятия должны заполнить заявку по установленной форме, с приложением всех необходимых документов. Согласно перечню требуемых документов, заявка на КЭР должна содержать обоснование НООЛР.
  • Для объектов II категорииустановлено включение всей необходимой информации об объеме или массе образовавшихся и размещенных отходах в Декларацию о воздействии на окружающую среду. Согласно Приказу Минприроды России от 11.10.2018 № 509, обоснование НООЛР прилагать не нужно.
  • Юридические лица и ИП, осуществляющие деятельность на объектах III категории должны будут представлять в уполномоченные органы отчетность в уведомительном порядке об образовании, обезвреживании и размещении отходов.
  • Для объектовIV категории представление отчетности по НООЛР не требуется.
  • Для объектов, категория которых не определена, установление НООЛР также не требуется.

В настоящее время разрабатывать и согласовывать Проект НООЛР в том виде, в котором он существовал до 1 января 2019 года, должны только объекты I категории НВОС до получения ими КЭР.

Тем не менее, разрабатывать Проект НООЛР рекомендуется предприятиям всех категорий НВОС, так как именно в нем содержится полная информация об отходах предприятия, описаны требования по обращению с образуемыми отходами, периодичность вывоза, места захоронения, возможность использования и пр. Это обеспечит простоту исполнения всех требований в части обращения с отходами и поможет избежать возможных штрафных санкций в период проверок.

Методическое основание для разработки ПНООЛР

Несмотря на то, что в настоящее время экологическое законодательство на уровне федеральных законов сильно изменилось и фактически перестает использоваться привычное название  «ПНООЛР», при обосновании нормативов образования отходов и лимитов на их размещение все также необходимо руководствоваться следующими методическими документами:

  • Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденном Приказом Минприроды России от 25.02.2010 №50;
  • Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349.

Что включает в себя обоснование НООЛР?

Этап 1 Проведение инвентаризации образующихся отходов
Этап 2 Проведение необходимых количественно-химических анализов образующихся отходов. Расчет класса опасности отходов
Этап 3 Оформление Паспортов опасных отходов
Этап 4 Расчет нормативов образования отходов и определение лимитов на их размещение, в том числе:

  • Расчет и обоснование объемов отходов.
  • Обоснование объемов временного накопления отходов на территории предприятия и периодичности вывоза.
  • Оценка соответствия мест временного накопления отходов на территории предприятия требованиями санитарных норм и правил.
  • Оформление карты-схемы с указанием площадок для временного накопления отходов.
  • Оценка способов утилизации и воздействия отходов на окружающую среду.
  • Разработка плана мероприятий, направленных на уменьшение влияния образованных отходов на окружающую среду.
Этап 5 Подготовка и комплектация пакета документации НООЛР

Расчет нормативов образования отходов

Расчет нормативов может быть выполнен одним из следующих способов.

По материально-сырьевому балансу За основу расчетов берется показатель фактического расхода материалов в технологических процессах. Используется внутренняя документация организации, в которой отражены фактические затраты сырья и полученные отходы.
По удельным отраслевым нормативам образования отходов Расчеты производят на основе специализированных справочников, содержащих информацию по удельным показателям образования отходов.
Расчетно-аналитический метод Применяется при наличии конструкторско-технологической документации (технологических карт, рецептур, регламентов и пр.). Норматив определяется как разница между количеством материала, израсходованного на единицу продукции и чистым выходом. Подлежат учету все технологические потери.
Экспериментальный метод Нормативы образования отходов определяют при проведении опытных измерений непосредственно в условиях производства.
Статистический метод по фактическим объемам Основой расчета являются статистические данные образования отходов за последние три года. Может быть принято решение о проведении расчетов за более длительный период в целях получения более точных данных.

 

В зависимости от особенностей технологических процессов на предприятии очень важно выбрать верный способ расчета нормативов образования отходов. Это залог того, что фактическое количество образующихся отходов будет находиться в пределах установленных лимитов, а значит, оплата за негативное воздействие на окружающую среду при их размещении будет осуществляться без повышающего коэффициента.

Это имеет большое значение для предприятий II категории НВОС. Так как если документация для получения КЭР по объектам I категорий проходит проверку в территориальном Управлении Росприроднадзора, то Декларация о воздействии на ОС при ее предоставлении в уполномоченные органы не проверяется. Проверка изложенных в Декларации сведений может проводиться гораздо позднее – уже только в рамках государственного экологического надзора. И тогда, при выявлении неточностей в расчетах или недостоверных данных, организации грозят значительные штрафы и избыточные платежи за все предыдущие отчетные периоды.

НИИ «Центр современной экологической безопасности», как разработчик природоохранной документации, несет ответственность за выполнение всех требований законодательства и гарантирует своим партнерам качество разрабатываемых проектов и уверенность в будущем.

Согласование НООЛР

Отдельного согласования обосновывающей документации по НООЛР не предусмотрено. Этот документ и нормативы, указанные в нем, для предприятий I категории подлежат рассмотрению и согласованию в составе заявки на получение КЭР.

Корректность установленных НООЛР для организаций II категории проверяется при плановых и внеочередных проверках со стороны контролирующих органов.

Предприятия, относящиеся к III и IV категории НВОС, имеют право разрабатывать ПНООЛР без предоставления его на согласование.

Срок действия НООЛР

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение имеют срок действия 7 лет в составе документации по КЭР для объектов I категории и Декларации о воздействии для объектов II категории при условии неизменности технологических процессов.

Причины отказа в утверждении нормативов и лимитов на отходы

Согласно приказу № 50 Министерства охраны природных ресурсов причинами отказа могут послужить следующие факты:

  • Подача в составе ПНООЛР некорректных сведений о составе, классе опасности. В том числе, некорректное оформление актов и иной текущей эксплуатационной документации предприятия по обращению с отходами.
  • Наличие сведений, не относящихся к единой федеральной классификации (ФККО).
  • Подача ложных, не подтвержденных региональной документацией, сведений.

Попытка скрыть какие-либо данные.

Преимущества наличия Проекта НООЛР на предприятии

Нововведения законодательства в части новых форм природоохранной разрешительной документации реализуются постепенно и только начинают проходить полноценную апробацию в контролирующих органах. При этом значительно увеличиваются штрафы за правонарушения.

Именно поэтому в переходный период для всех организаций становится важным наряду с адаптацией к новому сохранить уверенность в точности и качестве экологической документации.

Преимуществами наличия «традиционного» Проекта НООЛР для предприятий II-IV категорий НВОС являются:

  • наличие всей исчерпывающей информации по отходам в одном документе;
  • наличие полноценных расчетов обоснования нормативов образования отходов, а значит защищенность перед надзорными органами;
  • оценка соответствия деятельности предприятия по обращению с отходами санитарно-эпидемиологическим требованиям;
  • учет перспективы работы предприятия и планирование деятельности по обращению с отходами.

Нормативная база для обоснования НООЛР

Федеральный закон от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

Федеральный закон от 21.07.2014 года №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные приказом Минприроды России от 5 августа 2014 года №349;

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденном Приказом Минприроды России от 25.02.2010 года №50;

Письмо Росприроднадзора от 20.06.18 года № АА-10-02-32/12525.

Ответственность за несоблюдение действующего законодательства

КоАП РФ Статья 8.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей;
  • на должностных лиц — от 10000 до 30000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30000 до 50000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц — от 100000 до 250000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей;
  • на должностных лиц — от 20000 до 40000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 40000 до 50000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц — от 300000 до 400000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 20000 до 4000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 40000 до 60000 рублей;
  • на юридических лиц — от 200000 до 350000 рублей.

Получите бесплатную консультацию специалиста

Введите Ваше имя и номер телефона:

Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Сопутствующие услуги