Паспорт отходов

 

При заказе свыше 10 паспортов — предоставляем скидки!

 

Что такое паспорт отхода? 

Паспорт опасного отхода — это документ, в котором представлены данные:

  • о конкретном виде отхода (происхождение, условия образования, химический и (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма);
  • об организации (юридическом лице или индивидуальном предпринимателе), в результате деятельности которой образуется данный отход и которая отвечает за его размещение и утилизацию.

Отходы – это все предметы, материалы и вещества, образовавшиеся в результате производства или эксплуатации, а также товары, которые потеряли потребительскую ценность, непригодны для дальнейшего использования и должны быть утилизированы или уничтожены.

 

Паспорт опасного отхода НЕОБХОДИМ для

  1. Получения лицензии на право обращения с отходами
  2. Определения нормативов образования отходов и лимитов размещения
  3. Установления платы за негативное воздействие на окружающую среду
  4. Выбора и организации мест сбора и временного складирования (до 11 месяцев)
  5. Заключения договоров с организациями, осуществляющими перевозку, хранение и утилизацию отходов

Для каких видов отходов нужен паспорт?

Паспортизация НУЖНА Паспортизация НЕ НУЖНА
  1. Отходы I класса – чрезвычайно опасные
  2. Отходы II класса – высоко опасные
  3. Отходы III класса – умеренно опасные
  4. Отходы IV класса малоопасные
Отходы V класса опасности

(практически неопасные)

Медицинские отходы
Биологические отходы
Радиоактивные отходы
Вредные вещества, которые были выброшены в атмосферу Земли
Сбросы в водные объекты
Отходы организаций, деятельность которых является лечебно-профилактической
Вещества, которые наносят ущерб озоновому слою, за исключением веществ, которые входят в простые потребительские отходы

Кому необходимо разрабатывать паспорта отходов?

Паспорта должны быть в обязательном порядке у всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в процессе деятельности которых образуются отходы I — IV классов опасности.

Форма паспорта предполагает заполнение фактического адреса местонахождения объекта. Поэтому, если у организации имеются филиалы или представительства с организованными стационарными рабочими местами, созданными на срок более месяца, то паспорта опасных отходов разрабатываются отдельно для каждого территориального подразделения.

Работу по паспортизации необходимо начать с момента образования отхода.

Этапы разработки и согласования паспорта отхода

I этап II этап III этап IV этап V этап
1.1 Сбор исходных данных.

1.2 Инвентаризация отходов.

2.1 Проведение лабораторных исследований.

2.2 Определение класса опасности.

3.1 Подача заявки для подтверждения класса опасности через Модуль «Государственного кадастра отходов».

3.2 Получение письма Управления Росприроднадзора о проверке обоснованности идентификации отходов и правомерности установления класса опасности

4.1 Оформление паспорта отхода.

4.2 Утверждение паспорта Заказчиком

Направление заверенных копий паспортов в Управление Росприроднадзора в уведомительном порядке

 

Процедура согласования с территориальным Управлением Росприроднадзора проходит по новым правилам с регистрацией на портале паспортизации опасных отходов.

Для отходов, не внесенных в ФККО, сведения подаются в бумажном виде в территориальное Управление Росприроднадзора, а после отправляются в ФБУ «Федеральный центр анализа техногенного воздействия», которое находится в ведомстве Федеральной службы Росприроднадзора для проверки и обоснования установленного класса опасности.

Срок действия паспорта опасного отхода

  • Бессрочно (пожизненно) – для отходов, соответствующих Федеральному классификатору отходов (ФККО).
  • Для отходов, не включенных в ФККО, паспорт будет действовать до тех пор, пока отход не будет зарегистрирован в ФККО. После этого, нужно будет сделать новый паспорт, и тогда этот новый паспорт уже будет действовать бессрочно. Внесение информации в ФККО выполняется в срок не позднее, чем три месяца с момента образования данного отхода.

 

Вносить изменения в действующий паспорт недопустимо.

Необходимый пакет документов для разработки паспорта отхода:

  • Полное и сокращенное название организации, ИНН, ОКПО, ОКВЭД, местонахождение и почтовый адрес;
  • Информация, включающая сведения о происхождении (исходное сырье, принадлежность к определенному производству, технология), условиях образования (процесс обработки исходного сырья или применения готовых изделий), агрегатном состоянии и физической форме вида отхода, заверенные хозяйствующим субъектом;
  • Материалы учета в области обращения с отходами;
  • Документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав вида отхода, заверенные руководителем организации с приложением, в зависимости от способа определения химического и (или) компонентного состава;
  • Заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица копии документов об аккредитации испытательной лаборатории и области ее аккредитации, в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отхода;
  • Документальное описание технологического процесса, в результате которого возникает отход — копии технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, заверенные руководителем организации.

Кто имеет право разрабатывать паспорта отходов?

Паспорт отхода может разработать любая организация. В том числе, можно оформить паспорт опасного отхода самостоятельно. Заполнение бланка на первый взгляд не составляет труда. Однако есть ряд моментов, с которыми легче справиться специализированной организации.

Если Вы доверяете разработку паспортов опасных отходов специалистам «Центра современной экологической безопасности», то все сложные вопросы решаем мы. А Вы получаете готовые документы, уверенность в их правильности и экономию времени.

 

Мы разрабатываем паспорта на все виды отходов: от мусора офисных и бытовых помещений организаций до сложных отходов промышленных предприятий, не включенных в ФККО.

Основные сложности при самостоятельной паспортизации опасных отходов

№1 Инвентаризация отходов

Залогом грамотного обращения с отходами является правильно и своевременно выполненная инвентаризация отходов. К сожалению, действующим законодательством не установлены требования к ее проведению и оформлению результатов.  Поэтому качество этой процедуры зависит только от добросовестности и опыта исполнителя.

При выполнении инвентаризации важно верно определить технологический процесс, в результате которого образуется тот или иной отход. Необходимо понять, к каким из отходов применяются дополнительные требования (попадают под запрет на захоронение, являются отходами товаров или упаковки, подлежащих утилизации в рамках расширенной ответственности производителей и импортеров, относятся к ТКО, или вообще не попадают под действие Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

 

№2 Определение компонентного состава и опасных свойств отходов

Паспорт отходов составляется по материалам об их составе и свойствах. Определение состава отходов и подтверждение отнесения к конкретному классу опасности выполняется только в аккредитованной лаборатории. Для получения достоверных результатов необходим не только правильный отбор проб, их консервация, соблюдение правил транспортировки и сроков анализа, но и применение утвержденных методик исследования.

 

№3 Определение класса опасности отхода

Установление класса опасности напрямую зависит от корректности исходных данных и соблюдения точности выполнения расчетов.

Если речь идет об отходах, которые массово образуются в результате стандартных процессов у многих организаций, то для подтверждения класса опасности можно воспользоваться ФККО, Банком данных об отходах, литературными источниками, письмами производителя товара, который перешел в состояние «отход», данными предприятий-аналогов.

Что делать с отходами V класса опасности?

Несмотря на то, что оформлять паспорт на них не нужно,  на отходы V класса у организации должны быть следующие документы:

  • результаты инвентаризации, сопоставления данных по отходам (компонентный состав и пр.) с данными ФККО и Банка данных по отходам;
  • документально подтвержденная информация по образованию отхода в организации;
  • свидетельство о классе опасности (по результатам биотестирования) — документ, по которому отход отнесен к V классу.

Нормативная база для паспортизации отходов

Федеральный закон РФ от 24.06.98 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

Постановление Правительства РФ от 16 августа 2013 г. №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности»

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 декабря 2014 г. N 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности»;

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 4 декабря 2014 г. №536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16 июня 2003 г. №144 «О введении в действие СП 2.1.7.1386-03» «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления»;

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Разъяснения «О порядке паспортизации отходов» от 3 октября 2014 года;

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. №242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов».

Ответственность и штрафы

В июне 2019 г. в КоАП РФ были внесены изменения: санкции за нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления стали более жесткими и дифференцированными.

  • для должностных лиц от 20 до 40 тысяч рублей;
  • для ИП от 40 до 60 тысяч рублей;
  • для юридических лиц от 200 до 350 тысяч рублей.

Допускается приостановление деятельности на период до 90 суток.

Получите бесплатную консультацию специалиста

Введите Ваше имя и номер телефона:

Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Сопутствующие услуги