Разработка проекта нормативов предельно допустимых сбросов (НДС)

  • Для кого: Организации (юрлица и ИП), имеющие на балансе источник сбросов в водный объект
  • Стоимость: На цену влияет количество источников выбросов и ситуация на площадке
  • Срок разработки: от 2-х недель до 2-х месяцев, при наличии требуемой информации и объемов работ
  • Срок действия проекта: от 3 до 5 лет.
  • Срок согласования: от 5 месяцев
  • Документы необходимые для получения НДС
    • Свидетельство о государственной регистрации
    • Копия устава
    • Копия паспорта директора

 

Нормативы допустимых сбросов (НДС) — такое количество (масса или объем) загрязняющих веществ и/или микроорганизмов, которое при попадании в водный объект от стационарных источников предприятия будет обеспечивать законодательно установленный уровень качества водной среды.

Для чего нужен расчет НДС?

До 1 января 2019 года Проект НДС, утвержденный в установленном порядке для каждого выпуска сточных вод, был необходим для получения Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект. В настоящее время Разрешение на сброс загрязняющих веществ отменено.

Поэтому Проект НДС в привычном виде теперь не требуется. Расчеты нормативов допустимых сбросов в зависимости от категории негативного воздействия предприятия выполняются в составе общей разрешительной природоохранной документации на объект.

При этом расчет и обоснование объема сброса сточных вод и показателей их качества
все также необходимы для оформления Решения о предоставлении водного объекта в пользование. В этой части законодательство не изменилось.

Данные о величинах НДС используются для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду. При отсутствии выполненных расчетов, вся плата проходит, как сверхлимитная с учетом повышающих коэффициентов.

Кому нужно выполнять расчет НДС?

Юридические лица и ИП, эксплуатирующие объекты I категории, обязаны выполнять расчет НДС для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) в составе документации на получение комплексного экологического разрешения (КЭР).

Для объектов II категории разрабатывается Декларация о воздействии на окружающую среду, приложением к которой является расчет НДС всех веществ (за исключением радиоактивных).

При планировании строительства объекта I или II категории НВОС на этапе выполнения оценки воздействия на окружающую среду также должен быть произведен расчет нормативов допустимых сбросов.

Для объектов III категории НДС рассчитываются только для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

Для объектов IV категории НДС не рассчитываются.

Разработка Проекта НДС по предусмотренной ранее схеме сохраняется только для объектов I категории до момента разработки и получения ими КЭР.

Проект НДС для абонентов, осуществляющих сброс в централизованную систему водоотведения,  с 1 января 2019 года отменен. Вместо него разрабатывается План снижения сбросов.

Как определяются НДС?

Нормативы допустимых сбросов определяются для стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством РФ.

НДС устанавливаются для каждого загрязняющего вещества в каждом выпуске сточных вод и в целом для всего предприятия.

НДС определяются расчетным путем на основе:

  • нормативов качества окружающей среды, в том числе ПДК;
  • данных о фоновом содержании веществ в водном объекте;
  • ассимилирующей способности водоема.

Если нормативы качества воды в водных объектах не могут быть достигнуты из-за природных особенностей территории, то величины НДС определяются исходя из условий соблюдения в контрольных точках фонового качества воды.

Исходные данные от Заказчика для разработки НДС

НИИ «Центр современной экологической безопасности» может выполнить расчет НДС как в составе КЭР или Декларации о воздействии, так и независимо от них.

В любом случае, исходными данными от Заказчика являются следующие данные:

  • Картографический материал. Ситуационный план (карта-схема) с привязкой источников сброса предприятия к водному объекту с указанием географических координат и расстояний в километрах от устья, о местонахождении каждого выпуска. План территории предприятия с нанесенными сетями водоотведения, канализации и очистными сооружениями.
  • Данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные, в том числе дренажные воды. Баланс водоснабжения водоотведения предприятия.
  • Данные об очистных сооружениях. Структура, показатели эффективности очистки, справка о соответствии работы очистных сооружений проектным характеристикам. Данные о расходах сточных вод по каждому выпуску с характеристикой типа выпуска

Данные о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов отдельно по каждому выпуску за предыдущие 5 лет (при наличии).

Срок действия НДС

Нормативы допустимых сбросов имеют срок действия 7 лет в составе документации по КЭР для объектов I категории и Декларации о воздействии для объектов II категории при условии неизменности технологических процессов.

Согласование и утверждение НДС

Отдельной процедуры по согласованию и утверждению Федеральным агентством водных ресурсов НДС, рассчитанных для объектов II, III с 1 января 2019 года законодательством не предусмотрено.

Согласование Проекта НДС и получение разрешения на сброс предусмотрено для объектов I категории до момента разработки и получения КЭР.

Что делать, если предприятие не может соблюдать НДС?

При невозможности соблюдения НДС предусмотрено установление временно разрешенных сбросов (ВРС).

Для объектов I категории ВРС устанавливаются в КЭР. Для объектов II, III категорий ВРС устанавливаются разрешением территориального Управления Росприроднадзора.

Установление временно разрешенных сбросов допускается при наличии:

  • Программы повышения экологической эффективности для объектов I категории в составе КЭР;
  • Плана мероприятий по охране окружающей среды для объектов II, III категорий.

Срок реализации Программы и Плана не может превышать семь лет и не подлежит продлению.

Новости законодательства касательно разработки НДС

Несмотря на изменения в основных отраслевых федеральных законах на сегодняшний день отсутствует полноценное нормативно-правовое и методическое обоснование расчетов нормативов допустимых сбросов.

Однако на федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект Приказа Минприроды России «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты» с учетом новой системы нормирования сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.

Открытое обсуждение длилось с 16 мая 2020 года до 4 июня 2020 года.

Проект предлагается взамен существующей Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом Минприроды России от 17 декабря 2007 г.  №333.

Специалисты нашего Центра всегда в курсе самых последних изменений законодательства. Поэтому заказав расчет НДС у нас, Вы можете быть уверены в качестве получаемой документации.

Нормативная литература в части разработки НДС

Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

«Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 г. №74-ФЗ;

Федеральный закон от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. №333 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»;

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федерального агентства водных ресурсов от 2 июня 2020 года №ВН-02-35/3882 «О разработке нормативов допустимых сбросов».

Письмо Минприроды России от 13.12.2019 № 12−47/31 433 «О действии разрешительной документации в сфере охраны окружающей среды».

Этапы работ

1
Этап 1
Инвентаризация сбросов вредных загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты. Составление перечня нормируемых показателей. Определение способов отвода стоков, наличие или отсутствие очистных сооружений и ливневой канализации. Получение справки гидрологических характеристик водного объекта и фоновых концентраций загрязняющих веществ водного объекта.
2
Этап 2
Проведение аккредитованной лабораторией исследований с получением результатов химических, бактериологических и радиологических анализов загрязненности сточных вод и водного объекта.
3
Этап 3
Расчет нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, оформление результатов в соответствии с нормативными требованиями.

Ответственность и штрафы

Статья 8.13 КоАП РФ «Нарушение правил охраны водных объектов».

  • Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления — административный штраф для граждан в размере от 500 до 1000 рублей; для должностных лиц от 1000 до 2000 рублей; для юридических лиц от 10000 до 20000 рублей.
  • Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение — наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей; на должностных лиц от 3000 до 4000 рублей; на юридических лиц от 30000 до 40000 рублей.

Статья 8.14 КоАП РФ «Нарушение правил водопользования».

  • Нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты — штраф для граждан в размере от 500 до 1000 рублей; для должностных лиц — от 1500 до 2000 рублей; для юридических лиц от 10000 до 20000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Статья 8.15 КоАП РФ «Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств».

  • Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств — наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц от 1000 до 2000 рублей; на юридических лиц от 10000 до 20000 рублей.

 

Статья 250 Уголовного кодекса РФ «Загрязнение вод».

  • Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, если это повлекло причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству — штраф в размере до 80000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
  • Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются штрафом в размере до 200000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Получите бесплатную консультацию специалиста

Введите Ваше имя и номер телефона:

Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Сопутствующие услуги