Решение о предоставлении водного объекта в пользование

Договор водопользования: подготовка документов на получение права пользования водным объектом

Договор водопользования — Это соглашение сторон, заключенное в письменной форме, по которому одна сторона – уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления, обязуется предоставить другой стороне – водопользователю, водный объект или его часть в пользование за плату

Основной результат — Получение права пользования водным объектом

Кому необходим — Физическому лицу, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заинтересованным в получении водного объекта в пользование за плату.

Срок действия — Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем двадцать лет.

Получение права на водопользование

Одним из основных принципов водного законодательства является платность использования водных объектов.

Водопользование — юридически закрепленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов, которые являются государственной собственностью.

По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на три вида:

  • водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;
  • водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;
  • водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

При этом существует два вида документации, на основании которых (в зависимости от цели хозяйственной деятельности) может быть получено право на водопользование:

  • Договор водопользования;
  • Решение о предоставлении водного объекта в пользование.

В чем заключаются принципиальные отличия между этими документами?

Водопользование на основании Решений преимущественно связано с применением и/или эксплуатацией на водном объекте какой-либо строения, сооружения, иной рукотворной структуры. При этом водопользователю вода сама по себе не нужна. Решения о предоставлении водного объекта в пользование в известной мере занимают нишу отмененных лицензий.

При заключении Договора водный объект предоставляется в аренду на длительный срок и в большинстве случаев основной хозяйственной целью является непосредственно использование воды, как ресурса.

Кто должен получать право на водопользование?

Физические и юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые планируют осуществление определенных видов деятельности на любых водных объектах, которые являются государственной собственностью.

Основы законодательства в части водопользования

  • «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ (ред. от 24.04.2020);
  • Административный регламент предоставления Федеральным агентством водных ресурсов государственной услуги по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование, утвержденный приказом Минприроды России № 20 от 21 января 2013 г.

Договор водопользования

  • Забор водных ресурсов;
  • Использование акваторий водных объектов в различных целях, в т. ч. рекреационных;
  • Использование воды для производства электроэнергии.

Решение о предоставлении водного объекта в пользование

  • Сброс сточных вод;
  • Забор водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства);
  • Строительство и реконструкция гидротехнических сооружений;
  • Создание стационарных и плавучих буровых установок, морских передвижных платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов;
  • Строительство и реконструкция мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если они связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;
  • Разведка и добыча полезных ископаемых;
  • Проведение работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;
  • Сплав древесины;
  • Подъем затонувших судов;
  • Оборонные предприятия;
  • Гидромелиорация земель.

НЕ НУЖНА разрешительная документация

  • Использование водных ресурсов без цели получения прибыли (для купания, полива огорода, организации водопоя домашнего скота, забора проб воды для научных исследований и т.д.);
  • Прокладка коммуникаций;
  • Использование поверхностных водных объектов для плавания и стоянки судов, эксплуатации гидротехнических сооружений, проведения дноуглубительных и других работ на территории морского порта или в акватории речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации;
  • Забор воды для противопожарных мероприятий;
  • Мероприятия по восстановлению водных ресурсов;
  • Взятие проб воды для проведения анализов, санитарного и карантинного контроля;
  • Рыбалка и охота;
  • Проведение исследовательских работ по изучению водоема;
  • Использование болот в целях геологоразведки и строительства;
  • Природоохранные мероприятия.
  • Организациям или частным лицам, выкопавшим водоем на принадлежащей им земле или заполнившим водой заранее выкупленный отработанный карьер. Такой водный объект можно оформлять в собственность. Единственное условие – водоем не должен иметь сообщение с рекой. Иначе придется оформлять договор, поскольку происходит изъятие воды.

Особые случаи

  • По водным биоресурсам заключаются отдельные договоры пользования рыбопромысловыми участками, предусмотренные Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
  • При использовании водного объекта для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ) требуется принятие решения уполномоченного органа власти.

Договор водопользования

Кем выдается:

  • Федеральным агентством водных ресурсов или его территориальными органами — в отношении находящихся в федеральной собственности водоемов, перечень которых утверждается Правительством РФ, а также морей или их отдельных частей;
  • Органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным на заключение договоров водопользования, — в отношении водных объектов, не включенных в предыдущий пункт. Чаще всего это Министерство природных ресурсов.
  • Органом местного самоуправления — в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования.

Срок действия: не более 20 лет.

Основные положения: К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Водным кодексом.

Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Договор водопользования заключается по результатам аукциона при наличии нескольких претендентов на право заключения такого договора и во всех случаях целевого использования кроме:

  • производства электроэнергии без изъятия водных ресурсов;
  • использования акватории для эксплуатации судоремонтных и/или судостроительных сооружений и занятых при этом гидротехническими сооружениями;
  • использование акватории для лечебных и оздоровительных целей санаторно-курортными организациями;
  • использование акватории, необходимой для функционирования пляжей государственных или муниципальных организаций, а также для рекреационных целей физкультурно-спортивных организаций и предприятий, которые осуществляют организованный отдых детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.

Договор водопользования содержит:

  • сведения о водном объекте, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;
  • цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов;
  • срок действия договора водопользования;
  • размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;
  • порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;
  • ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.

К договору водопользования прилагаются:

  • материалы, представленные в графической форме, и пояснительная записка к ним;
  • расчеты параметров водопользования и платы за пользование водным объектом;
  • график внесения платы за пользование водным объектом;
  • план водоохранных мероприятий;
  • программа регулярных наблюдений за состоянием водного объекта и его водоохранной зоной.

Особенности заключения Договора на забор водных ресурсов.

При подаче заявления для забора водных ресурсов из поверхностных водных объектов кроме основных документов, прилагаются материалы, содержащие:

  • расчет и обоснование заявленного объема забора водных ресурсов из водного объекта за платежный период и размера платы за пользование водным объектом, включая объем их изъятия для передачи абонентам;
  • сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета объема и качества забираемых водных ресурсов, в том числе передаваемых абонентам водных ресурсов, о проведении регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами, а также сведения об обеспечении такого учета и таких регулярных наблюдений;
  • сведения о технических параметрах водозаборных сооружений (тип и производительность водозаборных сооружений, наличие устройств по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в эти сооружения, способ отбора водных ресурсов).

Этапы оформления Договора на водопользование

Этап Ответственность/ведомство
Получение сведений из государственного водного реестра (ГВР) о водном объекте.  Срок рассмотрения заявки – 5 рабочих дней. Территориальное управление Росводресурсов по запросу
Определение границ выделяемой акватории, получение плана (схемы) границ акватории Кадастровые службы
Подготовка комплекта документации для оформления Договора.

До 30 дней в зависимости от объема.

Заказчик или проектная организация

 

Рассмотрение комплекта документации на получения Решения Федеральное агентство водных ресурсов или орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) в зависимости от объекта
Согласование условий водопользования с федеральными органами испольной власти (их территориальными органами) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

 

Подготовка документации для проведения аукциона. До 60 дней.

 

 

При использовании водного объекта для забора (изъятия) водных ресурсов — с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В случае использования водного объекта рыбохозяйственного значения — с Федеральным агентством по рыболовству.

В случае использования водного объекта в акватории морского и речного порта, а также в пределах внутренних водных путей Российской Федерации — с Федеральным агентством морского и речного транспорта.

Проведение аукциона:

  • Заключение договора о задатке и внесение задатка для участия в аукционе.
  • Формирование заявки на аукцион.
  • Торги.
Федеральное агентство водных ресурсов или орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) в зависимости от объекта
Оформление Договора, подписание сторонами, регистрация в установленном порядке Федеральное агентство водных ресурсов или орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) в зависимости от объекта
Исполнение условий пользования водным объектом Заказчик

Нормативная база для заключения Договора водопользования:

Постановление Правительства РФ от 12 марта 2008 года №165 «О подготовке и заключении договора водопользования» (с изменениями на 15 января 2020 года)

Постановление Правительства РФ от 14 апреля 2007 г. N 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого, приобретается на аукционе, и о проведении аукциона»

Решение о предоставлении водного объекта в пользование

Кем выдается:

  • Федеральным агенством водных ресурсов или его территориальным органом;
  • Органом исполнительной власти субъекта РФ (Министерством природных ресурсов);
  • Органом местного самоуправления.
При выдаче Решений руководствуются:
Федеральное агентство водных ресурсов Административный регламент по предоставлению государственной услуги по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование, утвержденный Приказом Минприроды России от 21.01.2013 № 20
Органы исполнительной власти субъектов РФ

 

Административный регламент по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, утвержденный Приказом Минприроды России от 14.09.2011 №763

 

Подведомственность предоставления данной государственной услуги представлена в Административном регламенте № 763.

Так, например, если водный объект находится в Республике Башкортостан и не является источником питьевого водоснабжения для двух и более субъектов РФ, то предоставление вышеуказанной государственной услуги осуществляется Министерством экологии и природопользования РБ.

Срок действия: до 5 лет.

Основные положения: Решение может предусматривать обособленное или совместное пользование водным объектом.

В Решении о предоставлении в пользование водного объекта должны содержаться:

  • информация о водопользователе;
  • виды объекта, условия и цель применения водного объекта;
  • информация о водном объекте, включая описание границ данного водного объекта, в рамках которых может осуществляться водопользование;
  • время (срок) водопользования.

Этапы получения Решения на предоставление водного объекта в пользование

Этап Ответственность/ведомство
Получение сведений из государственного водного реестра (ГВР) о водном объекте Территориальное управление Росводресурсов по запросу.

Срок рассмотрения заявки – 5 рабочих дней

Определение границ используемой акватории, получение плана (схемы) границ акватории Кадастровые службы
Подготовка комплекта документации для получения Решения Заказчик или проектная организация.

До 30 дней в зависимости от объема.

Рассмотрение комплекта документации на получения Решения Федеральное агентство водных ресурсов или орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) в зависимости от объекта
Согласование условий водопользования с федеральными органами испольной власти (их территориальными органами) по вопросам, отнесенным к их компетенции Территориальные отделения Росрыболовства
Оформление Решения, регистрация в установленном порядке Федеральное агентство водных ресурсов или орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) в зависимости от объекта
Исполнение условий пользования водным объектом Заказчик

Особенности получения Решения для сброса сточных вод:

Для оформления Решения о предоставлении водного объекта в пользование при сбросе сточных вод необходимы расчет и обоснование объема сброса сточных вод и показателей их качества (проект НДС).

Помимо Решения при проведении работ на водном объекте, связанным со сбросом сточных вод, требуется получить соответствующее согласование Росрыболовства и Росприроднадзора. При проведении работ без согласования может быть предъявлен к выплате не только административный штраф, но и штраф за реальный ущерб окружающей среде. Такие штрафы могут достигать нескольких миллионов.

Часто при получении решения на право пользования водным объектом для сброса сточных вод уполномоченные органы требуют информацию по положительному заключению государственной экспертизы на проектную документацию по очистным сооружениям.

Важно! Решение, полученное заказчиком, не может являться основанием для использования водного объекта в указанных целях подрядной организацией.

Кроме основной информации, в Решении о предоставлении в пользование водного объекта в целях сброса дренажных или сточных вод, должны содержаться:

  • указание места сброса дренажных и/или сточных вод;
  • объем сброса дренажных и/или сточных вод;
  • требования, которые предъявляются к качеству воды в объектах водного типа в местах сброса дренажных вод и/или сточных вод.

Нормативная база для получения Решения о предоставлении водного объекта:

Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 844;

Приказ МПР России от 08 июля 2019 г. № 453 «Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агенством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления».

Почему заключение Договора и получение Решения лучше доверить НИИ «Центр современной экологической безопасности»?

Водопользование является одной из наиболее сложных тем природоохранного права и экологического проектирования. В этой области часто возникает очень много вопросов. Например:

  • Что делать, если водного объекта нет в государственном реестре?
  • Можно ли оформить земельный участок, если он находится в береговой полосе общего пользования?
  • Как сэкономить время при оформлении права на водопользование?
  • Какой вид разрешительной документации (Договор или Решение) больше всего подходит к конкретной ситуации?

Наши специалисты готовы оказать сопровождение в решении любых задач.

В самые оптимальные сроки мы:

  • Получим все необходимые сведения о водном объекте из государственного водного реестра (ГВР);
  • Закажем в кадастровой службе, Росводоресурсе и других организациях все необходимые карты и схемы, проверим правильность их оформления;
  • Разработаем программы природоохранных мероприятий и наблюдений за водным объектом.
  • Составим заявку и подадим документы на участие в аукционе, примем участие в торгах, оформим документы по результатам аукциона для Договора водопользования.
  • Подготовим документацию для подачи заявление для Решения о предоставлении в пользование водного объекта. В том числе, при сбросе сточных вод, разработаем проект НДС.

Результатом нашей работы является документация, которая будет гарантией экологической безопасности Вашего предприятия.

Ответственность и штрафы

Нарушение: Отсутствие оформления права пользования водным объектом. Нормативный акт: 9-ая статья 2-ой части 11-ой статьи Водного Кодекса РФ от 03 июня 2006 года № 74-ФЗ. ст. КоАП: статья 7.6 предусматривает наложение штрафа. Итак, размер штрафа составит:

  • для граждан от 1 до 3-х тыс. рублей,
  • для должностных лиц — 10-30 тыс. рублей,
  • для лиц, осуществляющих деятельность предпринимательского характера без образования юрлица — от 10 до 30 тыс. рублей,
  • для юридических лиц — от 50 до 100 тыс. рублей,
  • наказанием для юридических лиц и лиц, осуществляющих деятельность предпринимательского характера без образования юридического лица, может стать и административное приостановление их деятельности сроком до 90 суток.

Получите бесплатную консультацию специалиста

Введите Ваше имя и номер телефона:

Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Сопутствующие услуги