Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС)

Срок действия: 7 лет*

Стоимость: индивидуально

Срок разработки: 1 месяц**

* ‒ в случае неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников

** ‒ в случае наличия расчетов нормативов выбросов и сбросов и нормативов образования и размещения отходов

 

Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС) – это комплексный документ, являющийся с 1 января 2019 года формой обязательной экологической отчетности для объектов II категории (оказывающих умеренное негативное воздействие).

Главная его цель — обобщение большого количества разноплановых сведений о воздействии предприятия на окружающую среду.

В составе Декларации представляются:

  • нормативы выбросов загрязняющих веществ;
  • нормативы сбросов загрязняющих веществ;
  • нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.

В свою очередь эти данные являются базовой информацией для определения платы за негативное воздействие, а также, необходимы для разработки мер по уменьшению негативного влияния.

Кроме того ДВОС содержит описание вида основной производственной деятельности, объем продукции, данные об авариях и инцидентах, информацию о программе производственного экологического контроля, и все остальное, что касается объекта с точки зрения поступления в окружающую среду загрязняющих веществ.

Поскольку в настоящее время все еще длится затяжной переходный период от старой системы экологического нормирования к новым принципам, существует очень много нюансов, связанных с разработкой этого документа.

Пять причин, почему стоить доверить разработку ДВОС профессионалам именно нашего Центра

  1. Вы получаете качественный документ «под ключ». Мы не только отлично знаем законодательную базу, но имеем реальный опыт разработки и согласования экологической документации.
  2. Вы экономите время. Мы сами проводим сбор и обработку всех необходимых для Декларации сведений, анализируем природоохранную документацию предприятия и при необходимости можем дополнительно разработать все недостающие документы.
  3. Вы выгодно вкладываете деньги. Во-первых, стоимость разработки Декларации, так же как и стоимость других наших услуг, ниже, чем у конкурентов за счет правильной организации рабочих процессов. А во-вторых, мы соблюдаем необходимые сроки и несем ответственность за точность предоставленных в Декларации данных, тем самым обеспечивая отсутствие штрафов и дополнительных взысканий.
  4. Вы всегда в курсе событий. Наши специалисты всегда на связи с Вами, готовы ответить на самые сложные вопросы, проконсультировать и представить отчет о ходе выполнения работы.
  5. Вы получаете надежных партнеров. Нам важны долгосрочные отношения. Поэтому в сотрудничество мы вкладываем не только нашу компетенцию в вопросах экологии, но настоящие человеческие ценности: открытость, честность, доброжелательность.

Для того чтобы понять особенности разработки, предлагаем Вам информацию о ключевых моментах заполнения и подачи Декларации о воздействии на окружающую среду.

Кому необходимо разрабатывать ДВОС?

Декларация о воздействии на ОС оформляется предприятиями II категории независимо от отнесения юридического лица или индивидуального предпринимателя к субъектам малого, среднего или крупного бизнеса.

Обращаем внимание, что с 2021 года Минприроды планирует введение новых критериев определения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на категории. Про актуальные изменения законодательства в этой сфере можно прочитать здесь.

Кроме того, объект II категории вправе получить Комплексное экологическое разрешение (КЭР) вместо Декларации при наличии соответствующего отраслевого информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям.

Для объектов I, III и IV категорий представление Декларации о воздействии на окружающую среду не требуется.

 

Когда нужно разрабатывать ДВОС?

Первоначальный срок подачи декларации о воздействии на окружающую среду законодательно определен не позднее срока истечения действия следующих документов:

  • разрешения и лимитов на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • разрешения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Повторная подача Декларации — через 7 лет при условии, неизменности исходных данных и сведений о предприятии.

В случае корректировки технологических процессов или характеристик источников загрязнения окружающей среды, внесение изменений в Декларацию о воздействии на окружающую среду необходимо выполнить одновременно с актуализацией сведений об объекте негативного воздействия, но не позднее чем в течение шести месяцев со дня изменений в работе предприятия.

 

Структура и содержание ДВОС

Декларация содержит:

  • вводную часть, включающую общую информацию о юр.лице (или индивидуальном предпринимателе), являющимся собственником объекта НВОС;
  • семь разделов с формами и таблицами;
  • два приложения с расчетами нормативов допустимых выбросов и сбросов (при наличии негативного воздействия).

 

  • Раздел I. Виды и объем производимой продукции (товара).Заполняется на основании данных бухгалтерского учета. Раздел должен соответствовать сведениям, указанным при постановке на учет объекта негативного воздействия.
  • Раздел II. Информация о реализации природоохранных мероприятий.Заполняется по результатам реализации действующего до подачи ДВОС плана мероприятий по охране окружающей среды.
    Утвержденный план мероприятий необходим предприятию только в случае невозможности соблюдения НДВ, НДС, на период поэтапного достижения нормативов.
    Срок реализации Плана мероприятий не может превышать 7 лет.
  • Раздел III. Данные об авариях и инцидентах, повлекших негативное воздействие на окружающую среду.
    Заполняется на основании сведений о произошедших за предыдущие 7 лет авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду согласно внутренней отчетной документации предприятия.
  • Раздел IV. Масса выбросов загрязняющих веществ.
    Информация представляется по результатам инвентаризации источников выбросов ЗВ.
    Фактические данные о количестве вредных веществ, поступающих в атмосферный воздух, сравниваются с нормативами ПДВ. Расчет нормативов допустимых выбросов прилагается к Декларации.
  • Раздел V. Масса сбросов загрязняющих веществ.Раздел заполняется лицами, деятельность которых оказывает негативное воздействие на водные объекты. Данные сведения представляются на основе расчета нормативов допустимых сбросов в водные объекты, который прилагается к Декларации.
  • Раздел VI. Масса или объем образования и размещения отходов.
    Фактически любая хозяйственная деятельность приводит к образованию отходов, поэтому данный раздел будет заполняться всеми лицами, обязанными подать Декларацию. Номенклатура отходов приводится в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов. Размещение отходов любого типа допустимо только на объектах, внесенных в соответствующий государственный реестр.
    В подраздел 6.1 вносятся фактические данные за календарный год, предшествующий году представления ДВОС.
    А подраздел 6.2 в части массы или объема образовываемых и размещаемых отходов заполняется на основании данных, содержащихся в проекте образования отходов и лимитов на их размещение.
  • Раздел VII. Информация о программе производственного экологического контроля.Данный раздел ДВОС содержит сведения о дате утверждения программы ПЭК, о государственном органе представления отчета по программе и о дате последнего представленного отчета.

 

Куда предоставляется ДВОС?

Декларация утверждается руководителем предприятия, являющимся объектом НВОС.

Предприятия, подлежащие  федеральному государственному экологическому надзору, предоставляют Декларации в территориальный орган Росприроднадзора.

Предприятия, имеющие объекты НВОС, подлежащие региональному государственному экологическому надзору предоставляют Декларации в орган исполнительной власти субъекта РФ.

При предоставлении ДВОС проверка документа не предусматривается. Проверка изложенных в Декларации сведений проводится только в рамках государственного экологического надзора.

Особенности согласования нормативов, представленных в составе ДВОС

Законодательно для Декларации не требуется дополнительных согласований.

Отдельной процедуры по согласованию и утверждению Федеральным агентством водных ресурсов (Росводресурсы) нормативов допустимого стока для Декларации, рассчитанных на объектах II категории, не предусмотрено.

Аналогично не требуется дополнительного согласования нормативов допустимого воздействия в органах Роспотребнадзора и получения на них санитарно-эпидемиологического заключения.

Отдельной процедуры по установлению нормативов допустимых выбросов, сбросов и образования отходов и лимитов на их размещение в контролирующих органах Минэкологии и получению разрешений законом также не предусматривается.

Однако фактически сейчас в стране создана ситуация, когда разграничение ответственности между контролирующими органами не установлено. И с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологического благополучия населения многие процедуры все еще остались неизменными и требуются к выполнению независимо от разработки ДВОС.

Особенности разработки Декларации о воздействии

Условно Декларацию можно разделить на три основные части: воздух, вода и отходы. Для разработки каждого из этих направлений необходимо знать много тонкостей. Приведем самые основные моменты.

  • При расчете ПДВ недостаточно просто указать все параметры выбросов. Фактически необходимо провести действия, аналогичные разработке проекта ПДВ в том виде, в каком он существовал до вступления в силу новых нормативных требований о ДВОС. Нормативы ПДВ должны определяться с учетом рассеивания веществ и непревышения ПДК на нормируемых территориях.
  • При определении ПДВ для объекта НВОС учитываются и показатели выбросов от проектируемых, строящихся, реконструируемых или вводимых в эксплуатацию источников выбросов на объекте НВОС.
  • Если нормативы, указанные в Декларации, получается достичь сразу, то они будут считаться нормативами воздействия (при условии их своевременного предоставления). В том случае, если фактические количества загрязняющих веществ не соответствуют нормативам допустимого воздействия и допустимого сброса, в составе Декларации требуется приводить план мероприятий, и получать разрешение на временно разрешенный выброс и временно согласованный сброс.
  • Расчет НДВ, НДС необходим для объектов II категории только по веществам, 1 и 2 класса опасности, включенным в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
  • Право на водопользование при негативном воздействии на водные объекты должно быть обязательно зарегистрировано.
  • Расчет нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объектов негативного воздействия II категории теперь обязателен для разработки независимо от того, является предприятие субъектом малого и среднего предпринимательства или нет. Однако их приложение к Декларации не требуется. Это отдельный документ, который должен быть у природопользователя.

 

Порядок и стоимость разработки ДВОС

Разработка Декларации о воздействии на окружающую среду проводится в следующем порядке:

  1. Сбор информации об объекте воздействия и проверка наличия всех необходимых документов.
  2. Анализ собранной информации.
  3. Подготовка недостающих документов.
  4. Оформление ДВОС.

 

Стоимость разработки Декларации о воздействии в основном зависит от следующих факторов:

  • полноты исходных данных;
  • перечня источников воздействия и нормируемых веществ;
  • срочности разработки.

 

Перечень необходимых для заполнения ДВОС документов

  1. Свидетельство о постановке на учет объекта НВОС;
  2. Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  3. Инвентаризация источников сбросов загрязняющих веществ в водные объекты;
  4. Инвентаризация источников образования отходов;
  5. Расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ;
  6. Расчет нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ;
  7. Расчет нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
  8. Отчет об организации и результатах выполнения Программы производственного экологического контроля;
  9. Данные бухгалтерского учета по видам и объемам производимой продукции и затратам на реализацию природоохранных мероприятий;
  10. Журналы учета аварий и инцидентов, происшедших на производственном объекте;
  11. Прочая документация.

Законодательная и нормативная документация

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

Приказ Минприроды России от 11 октября 2018 г. № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью»;

Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»;

Постановление Правительства РФ от 21.04.2000 № 373 «Об утверждении Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников»;

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 2 июня 2014 года № 246 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования»;

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 23 января 2020 года № 12-47/1347 «Об утверждении образования отходов и лимитов на их размещение»

Письмо Росприроднадзора от 16 марта 2017 г. №АС-03-04-36/5287 «Об актуализации учетных сведений объектов НВОС»;

Письмо Росводресурсов от 02.06.2020 г. Исх. № ВН-02-35/3882.

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12 октября 2018 года N АА-03-02-31/21799 «О рассмотрении обращения»;

Приказ МПР России от 17.12.2007 №333 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».

 

Административная ответственность за отсутствие ДВОС

За нарушение законодательства в области предоставления экологической информации статьей 8.5 КоАП РФ «Сокрытие или искажение экологической информации» предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей с приостановкой деятельности предприятия до 90 суток.

 Важно! Оплата штрафа не снимает с предприятия необходимость оформления и представления Декларации о воздействии на окружающую среду.

 Если в ходе плановой проверки предприятия надзорным органом установлено несоответствие фактических величин выбросов, сбросов и объемов образования отходов или выявлены ошибки в расчетах нормативов, представленных в Декларации, то это ведет к перерасчету платы за негативное воздействие. И организации приходится платить сверхлимитные платежи.

 

Получите бесплатную консультацию специалиста

Введите Ваше имя и номер телефона:

Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Сопутствующие услуги