Срок действия: 7 лет*
Стоимость: индивидуально
Срок разработки: 1 месяц**
* ‒ в случае неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников
** ‒ в случае наличия расчетов нормативов выбросов и сбросов и нормативов образования и размещения отходов
Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС) – это комплексный документ, являющийся с 1 января 2019 года формой обязательной экологической отчетности для объектов II категории (оказывающих умеренное негативное воздействие).
Главная его цель — обобщение большого количества разноплановых сведений о воздействии предприятия на окружающую среду.
В составе Декларации представляются:
- нормативы выбросов загрязняющих веществ;
- нормативы сбросов загрязняющих веществ;
- нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
В свою очередь эти данные являются базовой информацией для определения платы за негативное воздействие, а также, необходимы для разработки мер по уменьшению негативного влияния.
Кроме того ДВОС содержит описание вида основной производственной деятельности, объем продукции, данные об авариях и инцидентах, информацию о программе производственного экологического контроля, и все остальное, что касается объекта с точки зрения поступления в окружающую среду загрязняющих веществ.
Поскольку в настоящее время все еще длится затяжной переходный период от старой системы экологического нормирования к новым принципам, существует очень много нюансов, связанных с разработкой этого документа.
Пять причин, почему стоить доверить разработку ДВОС профессионалам именно нашего Центра
- Вы получаете качественный документ «под ключ». Мы не только отлично знаем законодательную базу, но имеем реальный опыт разработки и согласования экологической документации.
- Вы экономите время. Мы сами проводим сбор и обработку всех необходимых для Декларации сведений, анализируем природоохранную документацию предприятия и при необходимости можем дополнительно разработать все недостающие документы.
- Вы выгодно вкладываете деньги. Во-первых, стоимость разработки Декларации, так же как и стоимость других наших услуг, ниже, чем у конкурентов за счет правильной организации рабочих процессов. А во-вторых, мы соблюдаем необходимые сроки и несем ответственность за точность предоставленных в Декларации данных, тем самым обеспечивая отсутствие штрафов и дополнительных взысканий.
- Вы всегда в курсе событий. Наши специалисты всегда на связи с Вами, готовы ответить на самые сложные вопросы, проконсультировать и представить отчет о ходе выполнения работы.
- Вы получаете надежных партнеров. Нам важны долгосрочные отношения. Поэтому в сотрудничество мы вкладываем не только нашу компетенцию в вопросах экологии, но настоящие человеческие ценности: открытость, честность, доброжелательность.
Для того чтобы понять особенности разработки, предлагаем Вам информацию о ключевых моментах заполнения и подачи Декларации о воздействии на окружающую среду.
Кому необходимо разрабатывать ДВОС?
Декларация о воздействии на ОС оформляется предприятиями II категории независимо от отнесения юридического лица или индивидуального предпринимателя к субъектам малого, среднего или крупного бизнеса.
Обращаем внимание, что с 2021 года Минприроды планирует введение новых критериев определения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на категории. Про актуальные изменения законодательства в этой сфере можно прочитать здесь.
Кроме того, объект II категории вправе получить Комплексное экологическое разрешение (КЭР) вместо Декларации при наличии соответствующего отраслевого информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям.
Для объектов I, III и IV категорий представление Декларации о воздействии на окружающую среду не требуется.
Когда нужно разрабатывать ДВОС?
Первоначальный срок подачи декларации о воздействии на окружающую среду законодательно определен не позднее срока истечения действия следующих документов:
- разрешения и лимитов на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- разрешения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
- нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Повторная подача Декларации — через 7 лет при условии, неизменности исходных данных и сведений о предприятии.
В случае корректировки технологических процессов или характеристик источников загрязнения окружающей среды, внесение изменений в Декларацию о воздействии на окружающую среду необходимо выполнить одновременно с актуализацией сведений об объекте негативного воздействия, но не позднее чем в течение шести месяцев со дня изменений в работе предприятия.
Структура и содержание ДВОС
Декларация содержит:
- вводную часть, включающую общую информацию о юр.лице (или индивидуальном предпринимателе), являющимся собственником объекта НВОС;
- семь разделов с формами и таблицами;
- два приложения с расчетами нормативов допустимых выбросов и сбросов (при наличии негативного воздействия).
- Раздел I. Виды и объем производимой продукции (товара).Заполняется на основании данных бухгалтерского учета. Раздел должен соответствовать сведениям, указанным при постановке на учет объекта негативного воздействия.
- Раздел II. Информация о реализации природоохранных мероприятий.Заполняется по результатам реализации действующего до подачи ДВОС плана мероприятий по охране окружающей среды.
Утвержденный план мероприятий необходим предприятию только в случае невозможности соблюдения НДВ, НДС, на период поэтапного достижения нормативов.
Срок реализации Плана мероприятий не может превышать 7 лет. - Раздел III. Данные об авариях и инцидентах, повлекших негативное воздействие на окружающую среду.
Заполняется на основании сведений о произошедших за предыдущие 7 лет авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду согласно внутренней отчетной документации предприятия. - Раздел IV. Масса выбросов загрязняющих веществ.
Информация представляется по результатам инвентаризации источников выбросов ЗВ.
Фактические данные о количестве вредных веществ, поступающих в атмосферный воздух, сравниваются с нормативами ПДВ. Расчет нормативов допустимых выбросов прилагается к Декларации. - Раздел V. Масса сбросов загрязняющих веществ.Раздел заполняется лицами, деятельность которых оказывает негативное воздействие на водные объекты. Данные сведения представляются на основе расчета нормативов допустимых сбросов в водные объекты, который прилагается к Декларации.
- Раздел VI. Масса или объем образования и размещения отходов.
Фактически любая хозяйственная деятельность приводит к образованию отходов, поэтому данный раздел будет заполняться всеми лицами, обязанными подать Декларацию. Номенклатура отходов приводится в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов. Размещение отходов любого типа допустимо только на объектах, внесенных в соответствующий государственный реестр.
В подраздел 6.1 вносятся фактические данные за календарный год, предшествующий году представления ДВОС.
А подраздел 6.2 в части массы или объема образовываемых и размещаемых отходов заполняется на основании данных, содержащихся в проекте образования отходов и лимитов на их размещение. - Раздел VII. Информация о программе производственного экологического контроля.Данный раздел ДВОС содержит сведения о дате утверждения программы ПЭК, о государственном органе представления отчета по программе и о дате последнего представленного отчета.
Куда предоставляется ДВОС?
Декларация утверждается руководителем предприятия, являющимся объектом НВОС.
Предприятия, подлежащие федеральному государственному экологическому надзору, предоставляют Декларации в территориальный орган Росприроднадзора.
Предприятия, имеющие объекты НВОС, подлежащие региональному государственному экологическому надзору предоставляют Декларации в орган исполнительной власти субъекта РФ.
При предоставлении ДВОС проверка документа не предусматривается. Проверка изложенных в Декларации сведений проводится только в рамках государственного экологического надзора.
Особенности согласования нормативов, представленных в составе ДВОС
Законодательно для Декларации не требуется дополнительных согласований.
Отдельной процедуры по согласованию и утверждению Федеральным агентством водных ресурсов (Росводресурсы) нормативов допустимого стока для Декларации, рассчитанных на объектах II категории, не предусмотрено.
Аналогично не требуется дополнительного согласования нормативов допустимого воздействия в органах Роспотребнадзора и получения на них санитарно-эпидемиологического заключения.
Отдельной процедуры по установлению нормативов допустимых выбросов, сбросов и образования отходов и лимитов на их размещение в контролирующих органах Минэкологии и получению разрешений законом также не предусматривается.
Однако фактически сейчас в стране создана ситуация, когда разграничение ответственности между контролирующими органами не установлено. И с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологического благополучия населения многие процедуры все еще остались неизменными и требуются к выполнению независимо от разработки ДВОС.
Особенности разработки Декларации о воздействии
Условно Декларацию можно разделить на три основные части: воздух, вода и отходы. Для разработки каждого из этих направлений необходимо знать много тонкостей. Приведем самые основные моменты.
- При расчете ПДВ недостаточно просто указать все параметры выбросов. Фактически необходимо провести действия, аналогичные разработке проекта ПДВ в том виде, в каком он существовал до вступления в силу новых нормативных требований о ДВОС. Нормативы ПДВ должны определяться с учетом рассеивания веществ и непревышения ПДК на нормируемых территориях.
- При определении ПДВ для объекта НВОС учитываются и показатели выбросов от проектируемых, строящихся, реконструируемых или вводимых в эксплуатацию источников выбросов на объекте НВОС.
- Если нормативы, указанные в Декларации, получается достичь сразу, то они будут считаться нормативами воздействия (при условии их своевременного предоставления). В том случае, если фактические количества загрязняющих веществ не соответствуют нормативам допустимого воздействия и допустимого сброса, в составе Декларации требуется приводить план мероприятий, и получать разрешение на временно разрешенный выброс и временно согласованный сброс.
- Расчет НДВ, НДС необходим для объектов II категории только по веществам, 1 и 2 класса опасности, включенным в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
- Право на водопользование при негативном воздействии на водные объекты должно быть обязательно зарегистрировано.
- Расчет нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объектов негативного воздействия II категории теперь обязателен для разработки независимо от того, является предприятие субъектом малого и среднего предпринимательства или нет. Однако их приложение к Декларации не требуется. Это отдельный документ, который должен быть у природопользователя.
Порядок и стоимость разработки ДВОС
Разработка Декларации о воздействии на окружающую среду проводится в следующем порядке:
- Сбор информации об объекте воздействия и проверка наличия всех необходимых документов.
- Анализ собранной информации.
- Подготовка недостающих документов.
- Оформление ДВОС.
Стоимость разработки Декларации о воздействии в основном зависит от следующих факторов:
- полноты исходных данных;
- перечня источников воздействия и нормируемых веществ;
- срочности разработки.
Перечень необходимых для заполнения ДВОС документов
- Свидетельство о постановке на учет объекта НВОС;
- Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- Инвентаризация источников сбросов загрязняющих веществ в водные объекты;
- Инвентаризация источников образования отходов;
- Расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ;
- Расчет нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ;
- Расчет нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- Отчет об организации и результатах выполнения Программы производственного экологического контроля;
- Данные бухгалтерского учета по видам и объемам производимой продукции и затратам на реализацию природоохранных мероприятий;
- Журналы учета аварий и инцидентов, происшедших на производственном объекте;
- Прочая документация.
Законодательная и нормативная документация
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
Приказ Минприроды России от 11 октября 2018 г. № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью»;
Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»;
Постановление Правительства РФ от 21.04.2000 № 373 «Об утверждении Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников»;
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 2 июня 2014 года № 246 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования»;
Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 23 января 2020 года № 12-47/1347 «Об утверждении образования отходов и лимитов на их размещение»
Письмо Росприроднадзора от 16 марта 2017 г. №АС-03-04-36/5287 «Об актуализации учетных сведений объектов НВОС»;
Письмо Росводресурсов от 02.06.2020 г. Исх. № ВН-02-35/3882.
Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12 октября 2018 года N АА-03-02-31/21799 «О рассмотрении обращения»;
Приказ МПР России от 17.12.2007 №333 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».
Административная ответственность за отсутствие ДВОС
За нарушение законодательства в области предоставления экологической информации статьей 8.5 КоАП РФ «Сокрытие или искажение экологической информации» предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей с приостановкой деятельности предприятия до 90 суток.
Важно! Оплата штрафа не снимает с предприятия необходимость оформления и представления Декларации о воздействии на окружающую среду.
Если в ходе плановой проверки предприятия надзорным органом установлено несоответствие фактических величин выбросов, сбросов и объемов образования отходов или выявлены ошибки в расчетах нормативов, представленных в Декларации, то это ведет к перерасчету платы за негативное воздействие. И организации приходится платить сверхлимитные платежи.
Получите бесплатную консультацию специалиста
Введите Ваше имя и номер телефона: