Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ

Срок разработки:
от 2х недель
Стоимость:
от 10 тыс. руб.
Срок согласования:
до 3х месяцев.

Что такое инвентаризации источников выбросов?

Инвентаризация источников выбросов – это сбор, анализ и систематизация различных данных об источниках выбросов в атмосферу, а также информация о номенклатуре и количестве загрязняющих веществ, выделяющихся из них.

Важно! С 1 ноября 2019 года по требованию Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» №96-ФЗ при инвентаризации кроме стационарных, должны учитываться передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Что является результатом проведения инвентаризации.

Результатом  является Отчёт, который включает в себя:

Данные по источникам выбросов

  1. Тип источника
    • стационарный/нестационарный
    • постоянный/временный
    • организованный/неорганизованный
    • точечный/площадной и пр.
  2. Количество источников
  3. Пространственное расположение и координаты на карте-схеме
  4. Класс опасности источника
  5. Параметры источника
  6. Параметры выделяемой газовоздушной смеси
  7. Наличие, характеристика, эффективность газоочистного оборудования

 

Данные по загрязняющим веществам

  1. Номенклатура выбросов
  2. Количество загрязняющих веществ
  3. Расчеты количества выбросов
  4. Инструментальные замеры

 

https://ecologrb.ru/wp-content/uploads/2020/09/ivz-e1600057907132.png

Кто и когда обязан проводить инвентаризацию источников выбросов?

Инвентаризацию проводят все юридические лица и индивидуальные предприниматели, на объектах которых есть постоянные или временные источники выбросов вредных веществ в атмосферу.

Необходимость проведения инвентаризации не зависит от категории предприятия по степени негативного воздействия на окружающую среду (НВОС).

Инвентаризация на новых объектах проводится не позднее чем через 2 года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию.

Законом не предусмотрена строгая периодичность проведения инвентаризации. Однако введено понятие ее корректировки, которая выполняется:

  • при изменении технологических процессов;
  • при замене технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
  • при обнаружении несоответствия между выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации;
  • при изменении требований к порядку проведения инвентаризации.

 

При этом законодательно установлены требования к сроку действия Нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ (7 лет), которые разрабатываются на основании инвентаризации выбросов.

 

Важно! Поскольку с 26 апреля 2019 года вступили в действие новые правила проведения инвентаризации (по Приказу Минприроды России от 07.08.2018 №352),
то всем действующим предприятиям необходимо выполнение корректировки инвентаризации в срок до 26 апреля 2021 года

Для чего нужна инвентаризация источников выбросов?

Инвентаризация источников выбросов НЕОБХОДИМА для:

  • разработки Комплексного экологического разрешения КЭР объектам I категории НВОС
  • разработки Декларации о воздействии на окружающую среду ДВОС объектам II категории НВОС
  • формирования Отчета о выбросах вредных веществ (1-2 классов опасности, или из списка канцерогенных и вредных веществ) объектам III категории НВОС
  • составления Программы производственного экологического контроля (ПЭК) объектам I-III категории НВОС
  • объектов IV категории НВОС в качестве основного документа отчетности по воздействию на атмосферный воздух

Также данные инвентаризации используются для проведения расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе при подготовке проектной документации на новое строительство или реконструкцию и при разработке проектов СЗЗ. Кроме того, при необходимости из Отчета по инвентаризации берется информация для составления плана мероприятий при наступлении неблагоприятных метеорологических условий.

Поскольку инвентаризация является основой для разработки целого ряда экологической документации, очень важно выполнить ее максимально полно и точно.

Необходимо ли согласование Отчета об инвентаризации?

Инвентаризация утверждается только Заказчиком – руководителем предприятия.  Согласование не требуется. Проверка полноты и правильности данных, представленных в Отчете по инвентаризации, проводится при осуществлении плановых и внеочередных контрольно-надзорных мероприятий территориальным управлением Росприроднадзора.

Однако согласование территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования необходимо для Нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ, которые устанавливаются на основе данных об инвентаризации.

Необходимо ли согласование Отчета об инвентаризации?

Этапы проведения инвентаризации

Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов.

1
Сбор и анализ исходных данных

Изучаются технологические процессы предприятия, данные предыдущей инвентаризации, результаты мониторинга и государственного экологического надзора за период действия предыдущей инвентаризации выбросов.

2
Систематизация информации

Устанавливаются типы, виды наименование и геометрические характеристики источников загрязнения атмосферного воздуха  (ИЗАВ).

Определяется перечень загрязняющих веществ, параметры выделения газовоздушной смеси, состояние и условия эксплуатации установок очистки газа.

Выполняется нумерация (кодификация) ИЗАВ, определение их пространственного распределения и нанесение на карту-схему.

3
Расчеты и инструментальные замеры

На основе анализа собранной информации и требований природоохранного законодательства принимается решение о методах определения количественного и качественного состава выбросов для каждого ИЗАВ:

  • теоретическим методом с применением утвержденных методик;
  • инструментальными замерами с привлечением аккредитованной лаборатории.
4
Составление отчета об инвентаризации

Формирование документа, отчетных таблиц, графических приложений в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 07.08.2018 №352.

Какие данные необходимы для проведения инвентаризации?

Перед проведением издается приказ «О проведении инвентаризации источников выбросов», в соответствии с которым назначаются ответственные лица за предоставление достоверных данных, необходимых для проведения инвентаризации выбросов.

Информацию, предоставляемую Заказчиком, можно условно разделить на четыре группы.

  • Общие сведения об организации или ИП. Реквизиты, сфера деятельности, контактные данные и пр.
  • Данные по технологическим процессам и оборудованию. Перечень основного и вспомогательного оборудования (паспорта на оборудование, время работы, состав технологических потоков, данные по сырью и сопутствующим материалам). Данные о наличии транспортного парка с характеристикой каждого из используемых автомобилей.
  • Данные по источникам загрязнения атмосферы. Наличие газоочистного оборудования. Физические и геометрические параметры ИЗАВ (при наличии). Сведения о ранее разработанной природоохранной документации.
  • Картографический материал. Карта-схема промплощадки и ситуационная карта расположения предприятия относительно прочих объектов инфраструктуры.

Важным является наличие ранее разработанной проектной документации.

Также в зависимости от специфики работы предприятия может потребоваться различная  дополнительная информация.

Стоимость и сроки выполнения

На стоимость и сроки проведения инвентаризации влияют как количество источников, так и особенности технологических процессов.

Несмотря на то, что инвентаризация источников выбросов может быть проведена штатным экологом предприятия, гораздо выгоднее доверить ее выполнение специализированной организации.

Специалисты нашего Центра знают все актуальные изменения законодательства, легко ориентируются во всем многообразии оборудования и расчетных методик и учитывают требования различных регионов РФ. Кроме того, при проведении инструментальных замеров мы сотрудничаем только с  проверенными и надежными аккредитованными  лабораториями.

Состав отчета об инвентаризации источников выбросов

Состав отчета об инвентаризации источников выбросов в соответствии с Приказом Минприроды России от 07.08.2018 №352.

  1. Титульный лист;
  2. Сведения о разработчике и список исполнителей;
  3. Содержание, введение;
  4. Сведения о хозяйствующем субъекте, объекте негативного воздействия, его отдельных территориях и производственной деятельности, включая сведения о количестве, характеристиках и эффективности газоочистных установок (ГОУ);
  5. Описание проведенных работ по инвентаризации выбросов с указанием нормативно-методических документов, перечня использованных методик выполнения измерений ЗВ и расчетного определения ЗВ;
  6. Карта-схема территории объекта негативного воздействия (в масштабе) и ИЗАВ;
  7. Характеристика ИЗАВ, показатели работы ГОУ, суммарные выбросы по объекту негативного воздействия;
  8. Результаты определения выбросов ЗВ расчетными (балансовыми) методами, включающие, при необходимости, данные о расходах и составах сырья и топлива;
  9. Результаты инструментального определения показателей выбросов с приложением соответствующих расчетов, актов отборов проб и протоколов анализов, в том числе сведений об отборе проб и о количественном определении массовой концентрации ЗВ и параметров газовоздушной смеси, расчетов показателей выбросов на основе значений, полученных в результате измерений;
  10. Документирование характеристик нестационарности выбросов;
  11. Копии аттестата аккредитации привлекаемой аналитической лаборатории с приложением области аккредитации, копии материалов, использованных в ходе инвентаризации выбросов и составления отчета.
https://ecologrb.ru/wp-content/uploads/2020/09/ivz-e1600057907132.png

Особенности разработки инвентаризации по новым правилам с 26 апреля 2019 года

  • Введен новый раздел «Документирование данных при нестационарности выбросов», который предусматривает обязательный учет различных режимов работы предприятия и стадийности производства. Эти нововведения приняты для более полного обоснования  количественных  и качественных показателей выбросов.
  • Инвентаризация должна проводиться при максимально допустимой нагрузке оборудования. Список веществ, выбрасываемых источниками, должен быть максимально полным.
  • Уделено особое внимание последовательности определения перечня выбрасываемых веществ. Отмечена важность анализа технологических процессов, регламентов, проектной документации, справочников по наилучшим доступным технологиям. При соответствии применяемых на объекте технологий НДТ, одними из основных характеристик с точки зрения воздействия на атмосферный воздух, становятся определение маркерных веществ.
  • Предложена разная нумерация для строящихся и реконструируемых объектов, введены новые правила нумерации источников на разных площадках одного предприятия и многоразрядная нумерация для крупных предприятий.
  • Сделан акцент на необходимости применения инструментальных методов определения параметров газовоздушной смеси и количества выбросов загрязняющих веществ выбросов.
  • Для расчетов можно использовать только методики, утвержденные в установленном порядке, хотя такой перечень до сих пор не утвержден. В случае отсутствия утвержденной методики, возможно, рассчитывать показатели выбросов на основе данных о технологии и по предприятиям-аналогам.

Нормативная база для проведения инвентаризации

Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об охране атмосферного воздуха»;
Письмо Росприроднадзора от 10.05.2017 N РН-03-01-27/9626;
Приказ МПР РФ 28.02.2018 №74 «Об утверждении требований к содержанию программы ПЭК, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК»;
Письмо Росприроднадзора от 15.11.2012 N ВК-03-01-36/15437 «О направлении Методических рекомендаций по осуществлению государственного надзора за охраной атмосферного воздуха»;
Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» (дополненное и переработанное), ОАО «НИИ Атмосфера», г. С-Пб, 2012 г.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 7 августа 2018 года №352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» (с изменениями на 17 сентября 2019 года).

Штраф за отсутствие Инвентаризации

Административные штрафы: по ст. 8.5 КоАП «Сокрытие или искажение экологической информации»:

для должностных лиц

от 3 000 ₽
до 6 000 ₽

для юридических лиц

от 20 000 ₽
до 80 000 ₽

по ст. 8.21 КоАП «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха»:

для должностных лиц

от 40 000 ₽
до 50 000 ₽

для юридических лиц

от 180 000 ₽
до 250 000 ₽

или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Получите бесплатную консультацию специалиста

Введите Ваше имя и номер телефона:

Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Сопутствующие услуги