Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ)

Срок действия:
законодательно не регламентирован
Срок разработки:
от 14-60 рабочих дней после получения исходных данных
Срок согласования:
в течение 15 рабочих дней (согласно Постановления Правительства РФ №222 от 03.03.2018 г)

Что такое Санитарно-защитная зона?

Санитарно-защитная зона это территория с особым режимом использования. Ее цель установить защитный барьер между объектом капитального строительства и жилой зоной или иными зонами с нормативно установленными требованиями к качеству окружающей среды.

Проект санитарной защитной зоны — проектная документация, обосновывающая размеры и границы санитарно-защитной зоны.

Согласованный проект СЗЗ позволяет доказать безопасность воздействий (химического, биологического, физического) на атмосферный воздух с учетом значений, установленных гигиеническими нормативами и другими требованиями (при необходимости).

Тема установления СЗЗ до сих пор остается одной из самых дискуссионных. Именно поэтому важно доверить эту работу профессионалам, знающим все тонкости экологического проектирования.

Наши знания и опыт в области разработки проектов СЗЗ помогут Вам:

  • получить готовую документацию «под ключ» без лишнего вложения сил и времени;
  • избежать ненужных затрат и штрафов;
  • сохранить безупречную репутацию в сфере природопользования.

Специалисты нашего центра точно знают ответы на все волнующие Вас вопросы в этой области, например:

  • каким предприятиям необходима разработка проекта СЗЗ?
  • сохраняется ли понятие «ориентировочная» СЗЗ и как правильно рассчитать размер санитарно-защитной зоны в соответствии с действующими нормами?
  • что делать, если рядом есть территории, которые не должны попадать в СЗЗ, и как без нарушений сократить размеры санзоны?
  • как и когда выполняется корректировка проекта?
  • что изменилось в согласовании проекта СЗЗ в 2020 году?
  • можно ли установить отдельную СЗЗ, если рядом есть другие предприятия?

Еще одной важной особенностью нашей проектной организации является сотрудничество только с надежными лабораториями, выполняющими натурные замеры для подтверждения границ СЗЗ. И мы в курсе всех актуальных требований экспертных организаций, осуществляющих оценку проекта СЗЗ и территориальных органов Роспотребнадзора по всем регионам России.

В «Центре современной экологической безопасности» выполнят проект СЗЗ для любого объекта: от небольших котельных и АЗС до предприятий нефтехимии, нефтепереработки и металлургии.

Кроме того, мы готовы делиться своим опытом и знаниями. И предлагаем Вам ознакомиться с основными моментами проектирования санитарно-защитных зон.

Краткий обзор законодательных изменений в области разработки и установления санитарно-защитных зон

  • Раньше порядок установления санитарно-защитной зоны предусматривал два этапа. Сначала устанавливалась расчетная (предварительная или ориентировочная) СЗЗ, а затем — окончательная.
  • С марта 2018 года двухэтапный порядок установления СЗЗ был отменен. Промежуточный этап в виде разработки расчетных (предварительных) СЗЗ ликвидировали. Сам термин «расчетная СЗЗ» теперь упразднен.
  • Законодательно был установлен срок действия ранее разработанных расчетных СЗЗ до 1 января 2020 года. После этого они считались недействительными, а ограничения использования земельных участков в них не действовали.
  • При этом в настоящее время контур ранее разработанных расчетных СЗЗ не утверждается в едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Утвердить контур в ЕГРН можно, только если проект СЗЗ был разработан по новым требованиям и получено Решение об установлении санитарно-защитной зоны.

Для каких предприятий требуется сейчас разработка проекта СЗЗ?

СЗЗ устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству и реконструируемых  объектов капитального строительства, одновременно обладающих следующими признаками:

  • Объект является источником химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека. Это значит, что уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и (или) ПДУ;
  • За контуром объекта сформировано химическое, физическое и (или) биологическое воздействие, превышающее санитарно-эпидемиологические требования (превышает 1 ПДК и (или) 1 ПДУ).

Если объект этим критериям не соответствует (всем одновременно), то в отношении такого объекта СЗЗ не устанавливается.

Актуальные сроки установления СЗЗ по новым требованиям

Для действующих предприятий:

  • До 1 октября 2021 года — подать заявление на установление санитарно-защитной зоны или заявление о прекращении существования СЗЗ (необходимо для всех предприятий, в отношении которых ранее были определены только ориентировочные/расчетные/предварительные СЗЗ).
  • До 1 января 2022 года — внести границы СЗЗ в едином государственном реестре недвижимости, после чего возместить потери правообладателям земельных участков и объектов, размещенных в СЗЗ (вплоть до выкупа участков и объектов, пользование которыми становится невозможным).
  • До   1 января 2025 года – подать заявление на установление СЗЗ, если ранее СЗЗ не была установлена или не были установлены ее границы (для объектов, введенных в эксплуатацию до 31 декабря 2019 года, в отношении которых до 1 января 2022 года не была установлена СЗЗ или не были установлены ее границы).

 

Для застройщиков:

  • До 1 января 2022 года застройщики могут получить разрешение на строительство, даже если окончательная санитарно-защитная зона не установлена, а имеется согласованный проект расчетной СЗЗ.
  • Если строительство объектов капитального строительства, требующих установления, или изменения СЗЗ, начато в период с 31 декабря 2019 года до 1 января 2022 года, необходимо в срок не позднее, чем через 3 месяца со дня возникновения прав на такие объекты обязаны обратиться  с заявлением об установлении СЗЗ.

Этапы установления СЗЗ

1
Разработка проекта СЗЗ;
2
Проведение инструментальных замеров в соответствии с программой наблюдений;*
3
Получение экспертного заключения на проект СЗЗ;
4
Получение Решения на установление СЗЗ: **
5
Внесение данных в ЕГРН.


* представленной в составе проекта СЗЗ для подтверждения границ санитарно-защитной зоны;*

** а) Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении объектов I и II класса опасности, групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию; б) территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении объектов III — V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III — V класса опасности.

Если решение об установлении СЗЗ получено, границы внесены в ЕГРН, то работа считается завершенной.

Если решение об установлении СЗЗ получено, но границы не внесены в ЕГРН, то СЗЗ считаются установленными и на срок только до 1 января 2022 года.

Проект СЗЗ разрабатывается и согласовывается один раз и подлежит корректировке при изменении технологических процессов, смене оборудования, увеличении мощности предприятия и прочих существенных изменениях.

Содержание проекта СЗЗ

Структурно проект СЗЗ содержит:

  1.  пояснительную записку с описанием градостроительной ситуации (находящихся в непосредственной близости объектов, зданий, сооружений), технологического процесса, перечня контролируемых показателей и веществ, режима работы объекта;
  2.  карту (план) объекта землеустройства (на бумажном и электронном носителях), оформленную в отношении границ СЗЗ объекта, или группы объектов.

 

При этом в проекте санитарно-защитной зоны должно быть выполнено:

  • определение размера, границ санитарно-защитной зоны и перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой в ЕГРН;
  • обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных веществ в атмосферном воздухе, физического и биологического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья населения (для предприятий I и II классов);
  • разработка программы наблюдений за соблюдением нормативных уровней имеющихся видов воздействий на границе СЗЗ;
  • установление перечня ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны;
  • разработка мероприятий по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;
  • проведение функционального зонирования территории санитарно-защитной зоны и установление режима ее использования.

 

На сегодняшний день нет утвержденного методического пособия по разработке проекта СЗЗ. Содержание проекта дополнительно может зависеть и от требований территориальных органов, уполномоченных в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Поэтому важно доверить разработку проекта СЗЗ тем, кто по-настоящему в этом разбирается.

https://ecologrb.ru/wp-content/uploads/2020/08/szz-1.png

Стоимость и сроки разработки проекта СЗЗ

Стоимость разработки проекта санзоны и сроки его выполнения зависят от различных факторов. При определении цены и длительности работы учитываются количество источников, класс опасности предприятия, территориальные особенности размещения объекта, условия согласования и многое другое.

При этом мы всегда открыты к обсуждению условий работы и предлагаем своим клиентам самые выгодные условия.

НИИ «Центр современной экологической безопасности» знает обо всех тонкостях разработки проектов СЗЗ для предприятий всех категорий и владеет самой актуальной информацией. Поэтому сотрудничая с нами, Ваша организация получает документ полностью соответствующий требованиям природоохранного законодательства.

Особенности определения границ и размеров санитарно-защитной зоны

Ориентировочные размеры СЗЗ в соответствии с видом хозяйственной деятельности и классом опасности предприятия приводятся в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

В зависимости от характеристики выбросов предприятия (поскольку ведущим фактором является именно химическое загрязнение атмосферного воздуха) размер санитарно-защитной зоны устанавливается от границы промплощадки и (или) от источников выбросов загрязняющих веществ.

Размеры санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Размер СЗЗ от границы территории промышленной площадки устанавливается:

  • от организованных и неорганизованных источников если технологическое оборудование расположено на открытых площадках;
  • если источники, неравномерно рассредоточены по территории предприятия;
  • при наличии наземных и низких источников, холодных выбросов средней высоты.

 

Размер СЗЗ от источников выбросов устанавливается:

  • если на предприятии имеются только высоких источников нагретых выбросов (в том числе от неорганизованных источников при расположении технологического оборудования в закрытых помещениях);
  • при концентрации источников в одном месте на территории предприятия (при наличии нагретых выбросов источников средней высоты).

Сокращение размеров СЗЗ

Сократить замер санзоны по сравнению с установленной ранее можно в случае:

  • сокращения выбросов загрязняющих веществ;
  • усовершенствования технологических процессов на предприятии.

Уменьшение размера СЗЗ по сравнению с ориентировочными  размерами, определенными в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, можно выполнить на основании расчетов, подтвержденными натурными замерами.

 

Специалисты нашего Центра с удовольствием подскажут, как это можно сделать в каждом конкретном случае. А также ответят на вопрос: «Что делать, если в границы СЗЗ попали территории, которые согласно новым Правилам недопустимо там размещать?».

Увеличение размеров СЗЗ

Необходимость увеличения размеров СЗЗ по сравнению с нормативными в основном определяется:

  • особенностями расположения объекта в условиях с уже существующим превышением ПДК содержания в атмосфере химических веществ и/или ПДУ шума, вибрации, электромагнитных излучений и других вредных физических факторов;
  • низкой эффективностью газопылеулавливающего оборудования и отсутствием возможности по снижению загрязнения окружающей среды до гигиенических нормативов на границе нормативной санзоны;
  • высокими значениями риска здоровья населения для объектов I и II классов опасности.

Объединенная или индивидуальная СЗЗ?

Для промышленных объектов и производств, входящих в состав пром. узлов, проект санитарно-защитной зоны предприятия может разрабатываться отдельно. Таким образом, у предприятия всегда есть выбор: разработать проект индивидуальной СЗЗ или включиться в разработку проекта объединенной СЗЗ. Нормативными актами не установлены условия или ограничения для реализации данного права.

Инициировать установку единой санитарно-защитной зоны может любое предприятие, входящее в группу предприятий, расположенных на одной территории.

В особых случаях (при наличии большого количества одинаковых загрязняющих веществ от источников предприятий одного пром. узла и высоких фоновых концентрациях) с целью достоверного проведения оценки существующего состояния атмосферного воздуха территориальные органы Роспотребнадзора и/или другие учреждения, уполномоченные в сфере природопользования, могут настаивать на разработке проекта объединенной СЗЗ.

Ответственность и штрафы

По статье 6.3 КоАП «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»:

для юридических лиц

от 10 000 ₽
до 20 000 ₽

или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

По статье 8.1 КоАП «Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов»:

На должностных

от 20 000 ₽
до 100 000 ₽

К производственным предприятиям применяют в основном второй вид ответственности, в силу незначительного для юр. лица размера денежного штрафа.

А проектируемый объект без согласованной СЗЗ просто не допустят до строительства.

Нормативная документация, определяющая установление СЗЗ

Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (в ред. от 21.12.2018; далее — Правила, Постановление № 222);
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03);
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 24.04.2020);
Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об охране атмосферного воздуха»;
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Федеральный закон от 27.12.2019 N 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Получите бесплатную консультацию специалиста

Введите Ваше имя и номер телефона:

Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Сопутствующие услуги