Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ)

  • Срок действия: законодательно не регламентирован
  • Срок разработки: от 14-60 рабочих дней после получения исходных данных
  • Срок согласования: в течение 15 рабочих дней (согласно Постановления Правительства РФ №222 от 03.03.2018 г)

 

Санитарно-защитная зона это территория с особым режимом использования. Ее цель установить защитный барьер между объектом капитального строительства и жилой зоной или иными зонами с нормативно установленными требованиями к качеству окружающей среды.

Проект санитарной защитной зоны — проектная документация, обосновывающая размеры и границы санитарно-защитной зоны.

Согласованный проект СЗЗ позволяет доказать безопасность воздействий (химического, биологического, физического) на атмосферный воздух с учетом значений, установленных гигиеническими нормативами и другими требованиями (при необходимости).

Тема установления СЗЗ до сих пор остается одной из самых дискуссионных. Именно поэтому важно доверить эту работу профессионалам, знающим все тонкости экологического проектирования.

Наши знания и опыт в области разработки проектов СЗЗ помогут Вам:

  • получить готовую документацию «под ключ» без лишнего вложения сил и времени;
  • избежать ненужных затрат и штрафов;
  • сохранить безупречную репутацию в сфере природопользования.

Специалисты нашего центра точно знают ответы на все волнующие Вас вопросы в этой области, например:

  • каким предприятиям необходима разработка проекта СЗЗ?
  • сохраняется ли понятие «ориентировочная» СЗЗ и как правильно рассчитать размер санитарно-защитной зоны в соответствии с действующими нормами?
  • что делать, если рядом есть территории, которые не должны попадать в СЗЗ, и как без нарушений сократить размеры санзоны?
  • как и когда выполняется корректировка проекта?
  • что изменилось в согласовании проекта СЗЗ в 2020 году?
  • можно ли установить отдельную СЗЗ, если рядом есть другие предприятия?

Еще одной важной особенностью нашей проектной организации является сотрудничество только с надежными лабораториями, выполняющими натурные замеры для подтверждения границ СЗЗ. И мы в курсе всех актуальных требований экспертных организаций, осуществляющих оценку проекта СЗЗ и территориальных органов Роспотребнадзора по всем регионам России.

В «Центре современной экологической безопасности» выполнят проект СЗЗ для любого объекта: от небольших котельных и АЗС до предприятий нефтехимии, нефтепереработки и металлургии.

Кроме того, мы готовы делиться своим опытом и знаниями. И предлагаем Вам ознакомиться с основными моментами проектирования санитарно-защитных зон.

Краткий обзор законодательных изменений в области разработки и установления санитарно-защитных зон

Раньше порядок установления санитарно-защитной зоны предусматривал два этапа. Сначала устанавливалась расчетная (предварительная или ориентировочная) СЗЗ, а затем — окончательная.

С марта 2018 года двухэтапный порядок установления СЗЗ был отменен. Промежуточный этап в виде разработки расчетных (предварительных) СЗЗ ликвидировали. Сам термин «расчетная СЗЗ» теперь упразднен.

Законодательно был установлен срок действия ранее разработанных расчетных СЗЗ до 1 января 2020 года. После этого они считались недействительными, а ограничения использования земельных участков в них не действовали.

При этом в настоящее время контур ранее разработанных расчетных СЗЗ не утверждается в едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Утвердить контур в ЕГРН можно, только если проект СЗЗ был разработан по новым требованиям и получено Решение об установлении санитарно-защитной зоны.

Для каких предприятий требуется сейчас разработка проекта СЗЗ?

СЗЗ устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству и реконструируемых  объектов капитального строительства, одновременно обладающих следующими признаками:

  • Объект является источником химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека. Это значит, что уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и (или) ПДУ;
  • За контуром объекта сформировано химическое, физическое и (или) биологическое воздействие, превышающее санитарно-эпидемиологические требования (превышает 1 ПДК и (или) 1 ПДУ).

Если объект этим критериям не соответствует (всем одновременно), то в отношении такого объекта СЗЗ не устанавливается.

Актуальные сроки установления СЗЗ по новым требованиям

Для действующих предприятий:

  • До 1 октября 2021 года — подать заявление на установление санитарно-защитной зоны или заявление о прекращении существования СЗЗ (необходимо для всех предприятий, в отношении которых ранее были определены только ориентировочные/расчетные/предварительные СЗЗ).
  • До 1 января 2022 года — внести границы СЗЗ в едином государственном реестре недвижимости, после чего возместить потери правообладателям земельных участков и объектов, размещенных в СЗЗ (вплоть до выкупа участков и объектов, пользование которыми становится невозможным).
  • До   1 января 2025 года – подать заявление на установление СЗЗ, если ранее СЗЗ не была установлена или не были установлены ее границы (для объектов, введенных в эксплуатацию до 31 декабря 2019 года, в отношении которых до 1 января 2022 года не была установлена СЗЗ или не были установлены ее границы).

 

Для застройщиков:

  • До 1 января 2022 года застройщики могут получить разрешение на строительство, даже если окончательная санитарно-защитная зона не установлена, а имеется согласованный проект расчетной СЗЗ.
  • Если строительство объектов капитального строительства, требующих установления, или изменения СЗЗ, начато в период с 31 декабря 2019 года до 1 января 2022 года, необходимо в срок не позднее, чем через 3 месяца со дня возникновения прав на такие объекты обязаны обратиться  с заявлением об установлении СЗЗ.

Этапы установления СЗЗ

  1. Разработка проекта СЗЗ;
  2. Проведение инструментальных замеров в соответствии с программой наблюдений, представленной в составе проекта СЗЗ для подтверждения границ санитарно-защитной зоны;
  3. Получение экспертного заключения на проект СЗЗ;
  4. Получение Решения на установление СЗЗ:а) Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении объектов I и II класса опасности, групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;

    б) территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении объектов III — V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III — V класса опасности.

  5. Внесение данных в ЕГРН.

 

Если решение об установлении СЗЗ получено, границы внесены в ЕГРН, то работа считается завершенной.

Если решение об установлении СЗЗ получено, но границы не внесены в ЕГРН, то СЗЗ считаются установленными и на срок только до 1 января 2022 года.

Проект СЗЗ разрабатывается и согласовывается один раз и подлежит корректировке при изменении технологических процессов, смене оборудования, увеличении мощности предприятия и прочих существенных изменениях.

Содержание проекта СЗЗ

Структурно проект СЗЗ содержит:

  •  пояснительную записку с описанием градостроительной ситуации (находящихся в непосредственной близости объектов, зданий, сооружений), технологического процесса, перечня контролируемых показателей и веществ, режима работы объекта;
  •  карту (план) объекта землеустройства (на бумажном и электронном носителях), оформленную в отношении границ СЗЗ объекта, или группы объектов.

 

При этом в проекте санитарно-защитной зоны должно быть выполнено:

  • определение размера, границ санитарно-защитной зоны и перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой в ЕГРН;
  • обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных веществ в атмосферном воздухе, физического и биологического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья населения (для предприятий I и II классов);
  • разработка программы наблюдений за соблюдением нормативных уровней имеющихся видов воздействий на границе СЗЗ;
  • установление перечня ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны;
  • разработка мероприятий по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;
  • проведение функционального зонирования территории санитарно-защитной зоны и установление режима ее использования.

 

На сегодняшний день нет утвержденного методического пособия по разработке проекта СЗЗ. Содержание проекта дополнительно может зависеть и от требований территориальных органов, уполномоченных в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Поэтому важно доверить разработку проекта СЗЗ тем, кто по-настоящему в этом разбирается.

Стоимость и сроки разработки проекта СЗЗ

Стоимость разработки проекта санзоны и сроки его выполнения зависят от различных факторов. При определении цены и длительности работы учитываются количество источников, класс опасности предприятия, территориальные особенности размещения объекта, условия согласования и многое другое.

 

При этом мы всегда открыты к обсуждению условий работы и предлагаем своим клиентам самые выгодные условия.

НИИ «Центр современной экологической безопасности» знает обо всех тонкостях разработки проектов СЗЗ для предприятий всех категорий и владеет самой актуальной информацией. Поэтому сотрудничая с нами, Ваша организация получает документ полностью соответствующий требованиям природоохранного законодательства.

Особенности определения границ и размеров санитарно-защитной зоны

Ориентировочные размеры СЗЗ в соответствии с видом хозяйственной деятельности и классом опасности предприятия приводятся в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

В зависимости от характеристики выбросов предприятия (поскольку ведущим фактором является именно химическое загрязнение атмосферного воздуха) размер санитарно-защитной зоны устанавливается от границы промплощадки и (или) от источников выбросов загрязняющих веществ.

Размеры санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Размер СЗЗ от границы территории промышленной площадки устанавливается:

  • от организованных и неорганизованных источников если технологическое оборудование расположено на открытых площадках;
  • если источники, неравномерно рассредоточены по территории предприятия;
  • при наличии наземных и низких источников, холодных выбросов средней высоты.

 

Размер СЗЗ от источников выбросов устанавливается:

  • если на предприятии имеются только высоких источников нагретых выбросов (в том числе от неорганизованных источников при расположении технологического оборудования в закрытых помещениях);
  • при концентрации источников в одном месте на территории предприятия (при наличии нагретых выбросов источников средней высоты).

 

Сокращение размеров СЗЗ

Сократить замер санзоны по сравнению с установленной ранее можно в случае:

  • сокращения выбросов загрязняющих веществ;
  • усовершенствования технологических процессов на предприятии.

Уменьшение размера СЗЗ по сравнению с ориентировочными  размерами, определенными в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, можно выполнить на основании расчетов, подтвержденными натурными замерами.

 

Специалисты нашего Центра с удовольствием подскажут, как это можно сделать в каждом конкретном случае. А также ответят на вопрос: «Что делать, если в границы СЗЗ попали территории, которые согласно новым Правилам недопустимо там размещать?».

Увеличение размеров СЗЗ

Необходимость увеличения размеров СЗЗ по сравнению с нормативными в основном определяется:

  • особенностями расположения объекта в условиях с уже существующим превышением ПДК содержания в атмосфере химических веществ и/или ПДУ шума, вибрации, электромагнитных излучений и других вредных физических факторов;
  • низкой эффективностью газопылеулавливающего оборудования и отсутствием возможности по снижению загрязнения окружающей среды до гигиенических нормативов на границе нормативной санзоны;
  • высокими значениями риска здоровья населения для объектов I и II классов опасности.

Объединенная или индивидуальная СЗЗ?

Для промышленных объектов и производств, входящих в состав пром. узлов, проект санитарно-защитной зоны предприятия может разрабатываться отдельно. Таким образом, у предприятия всегда есть выбор: разработать проект индивидуальной СЗЗ или включиться в разработку проекта объединенной СЗЗ. Нормативными актами не установлены условия или ограничения для реализации данного права.

Инициировать установку единой санитарно-защитной зоны может любое предприятие, входящее в группу предприятий, расположенных на одной территории.

В особых случаях (при наличии большого количества одинаковых загрязняющих веществ от источников предприятий одного пром. узла и высоких фоновых концентрациях) с целью достоверного проведения оценки существующего состояния атмосферного воздуха территориальные органы Роспотребнадзора и/или другие учреждения, уполномоченные в сфере природопользования, могут настаивать на разработке проекта объединенной СЗЗ.

Нормативная документация, определяющая установление СЗЗ

Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (в ред. от 21.12.2018; далее — Правила, Постановление № 222);

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03);

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 24.04.2020);

Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об охране атмосферного воздуха»;

Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Федеральный закон от 27.12.2019 N 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

Ответственность и штрафы

По статье 6.3 КоАП «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»: штраф для юридических лиц от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

По статье 8.1 КоАП «Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов»: штраф для юридических лиц от 20 000 до 100 000 рублей.

 

К производственным предприятиям применяют в основном второй вид ответственности, в силу незначительного для юр. лица размера денежного штрафа.

А проектируемый объект без согласованной СЗЗ просто не допустят до строительства.

Получите бесплатную консультацию специалиста

Введите Ваше имя и номер телефона:

Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Сопутствующие услуги